- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Анализ действующего законодательства, регулирующего организацию социального обслуживания детей
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011157 |
Тема: | Анализ действующего законодательства, регулирующего организацию социального обслуживания детей |
Содержание
СОДЕРЖАНЕ Введение 3 Глава 1. Социализация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию 5 1.1 Основные симптомы неблагополучия ребенка 5 1.2 Социализация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию 7 Глава 2. Современный подход к решению проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей и попавших в трудную жизненную ситуацию 12 2.1 Проблема устройства детей 12 2.2 Формы социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 28 Глава 3. Проблемы социально-правовой защиты несовершеннолетних субъектов семейных правоотношений и методы их решения. 45 3.1. Практические правовые проблемы профилактической работы с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации 45 3.2. Перспективы совершенствования законодательства в сфере правового регулирования защиты несовершеннолетних субъектов семейных правоотношений. 51 Заключение 56 Библиграфический список 58 ВВЕДЕНИЕ Большое количество актов международно-правового характера и законодательные акты Российской Федерации провозглашают права и свободы человека и гражданина, признавая их неотъемлемость и гарантированность. Статья 2 Конституции Российской Федерации устанавливает принцип «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а статья 7 Конституции объявляет Российскую Федерацию социальным государством, «политика которого связана с формированием условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека». Часть положений главы второй Конституции Российской Федерации, регулирующих права и свободы человека, как правило относится экспертами к социальным правам. Выбор исследователем темы данной работы связан с стремлением проанализировать в единой системе конституционно-правовые опоры гарантий социальной защиты в качестве формы государственной гарантии важнейших прав человека и гражданина; одновременно социальная защита понимается в качестве правовой категории, означающей особые социальные отношения, соединяющей нормативные акты, которыми регулируются и конкретизируются важнейшие социальные права человека. Дети - будущее любой страны, которое закладывается в настоящем, они - главный определяющий элемент и будущего России. Детство - это постоянная и естественным образом сменяемая часть любого общества, стадия жизненного цикла человека, когда начинается и продолжается развитие организма, формируются его важнейшие функции; это начальный этап активной социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества. На нынешнем этапе развития российского общества создаются новые ориентиры социализации личности: законодательно утверждаются нормы и стандарты прав ребенка и свободы личности, приоритет частного интереса - в выборе формы обучения, получения профессии и т.д. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации социального обслуживания детей. Предметом исследования выступает отечественное законодательство, регулирующее организацию социального обслуживания детей. Целью исследования является анализ действующего законодательства, регулирующего организацию социального обслуживания детей. Для реализации указанной цели были сформулирован следующие задачи: Раскрыть сущность и цели социального государства и социальной защиты; Выявить содержание и правовые основы социальной политики Российской Федерации; Рассмотреть конституционные гарантии социального обеспечения детей; Выявить практические проблемы социального обеспечения детей. Методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод. В работе использованы общенаучные (диалектика, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частнонаучные методы исследования (формально-юридический, технико-юридический). Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. ГЛАВА 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ Основные симптомы неблагополучия ребенка По утверждению А. В. Мудрик, две основные сферы обитания ребенка (они же являются основными институтами влияния на его воспитание) – это сфера семьи и система образования. Подавляющее большинство проблем ребенка возникает именно вследствие влияния этих двух институтов. Поэтому, когда мы говорим о проблеме уличных детей, то «уличность» этих детей, времяпрепровождение вне дома и вне школы тогда, когда им желательно было бы там находиться, – это только следствие, индикатор социального неблагополучия ребенка. В данной статье мы не станем акцентировать внимание на проблемах образования и воспитания в школе, а сконцентрируемся на проблемах семьи [27]. По мнению О. А. Карабановой, непосредственно семьей в нашем государстве не занимается никакая государственная структура, то никто до поры до времени и не обращает внимания на процессы, в ней протекающие. А поскольку проблемы семьи – проблемы междисциплинарные, то никому из государственных ведомств и не хочется их на себя взваливать. Собственно говоря, у любого ведомства всегда в наличии лишь два способа реагирования на внешние «раздражители» в виде возникающих социальных проблем, два способа действия: либо откреститься от выполнения социальной задачи, либо, если не удается избавиться от надоедливой потребности, – то получить под ее выполнение возможно большие ресурсы [19]. Возвращаясь к теме, отметим, что общество замечает только те самые, запоздалые симптомы, которые свидетельствуют о существенном социальном неблагополучии. Перечислим основные такие симптомы, выделенные О. А. Карабановой [19]: - прекращение посещения учебного заведения. За посещение детьми учебного заведения отвечает Министерство образования. Вместе с тем очевидно, что школьному психологу (если такой специалист в школе имеется, что случается далеко не всегда) не хватит никаких сил и возможностей для того, чтобы отследить, куда подевался тот или иной ученик и по какой причине он перестал посещать занятия в школе. И даже если он заметил сам факт неблагополучия, связался с родителями и задал некоторые вопросы, проясняющие ситуацию, реальной возможности помочь данной семье в трудной жизненной ситуации у него нет, поскольку не до того ему, детей-то – несколько сотен... - употребление психоактивных веществ (алкоголь, наркотики). Данный симптом находится «в ведении» Министерства здравоохранения. Система здравоохранения (помимо действий профилактических, совсем недавно возобновленных) занимается оказанием помощи несовершеннолетнему, употребляющему психоактивные вещества (ПАВ) и/или страдающему зависимостью от них. Пройдя курс лечения, ребенок фактически уходит из сферы непрерывного наблюдения со стороны государственных структур за состоянием его здоровья. Но проблемы, приведшие его к алкоголю и наркотикам, никуда не делись. Следовательно, он вновь окажется во власти их разрушительного действия. - уход из семьи. После принятия ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[35] ребенком, ушедшим из дома, должны заниматься службы Министерства труда и социального развития. Однако, поскольку статья 12 данного Федерального закона не содержала ни конкретных механизмов, с помощью которых несовершеннолетние могли бы получить требуемые им социальные услуги, ни структурных подразделений, занимающихся выявлением «несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах», то и социальная реабилитация этих лиц, построенная на индивидуальных программах социальной реабилитации, была невозможна. В итоге – хорошо известный плачевный результат: закон, направленный на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, эту самую безнадзорность увеличил! Доходило до абсурда: безнадзорные дети оказывались вообще вне сферы компетенции государственных структур, и помощь несовершеннолетнему, например, милиционером, могла быть оказана только тогда, когда ребенок совершал правонарушение или преступление. - совершение правонарушения (преступления). Очевидно, что проблемами охраны и соблюдения правопорядка должно заниматься Министерство внутренних дел. Его черед приходит последним, поскольку правонарушение или преступление – это, как правило, последняя стадия неблагополучия в семье и судьбе ребенка. Устойчивый многолетний рост преступности среди несовершеннолетних – свидетельство неэффективности решений, принимаемых на уровне государства и реализуемых силами перечисленных выше ведомств, а рост рецидивизма – свидетельство, что и правоохранительная система не способствует исправлению оступившихся подростков. Таким образом, социальное неблагополучие ребенка складывается из следующих симптомов: применение психоактивных веществ, употребление алкоголя, совершение правонарушения, нахождение в семье «группы риска», прекращение учебы, что влечет за собой условий трудной жизненной ситуации. Социализация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации[44, с. 49]. В целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка. Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, в том числе проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями. В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав и законных интересов детей компенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации детей. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законодательством Российской Федерации. Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка. В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия суд, принимая решение о применении указанных мер, за исключением такой меры, как помещение в специальное учебно - воспитательное или лечебно - воспитательное учреждение, вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего[44, с. 11]. Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации. Компетенция федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. В соответствии с установленными полномочиями федеральные органы исполнительной власти осуществляют деятельность по следующим направлениям[13, с. 18]: - обеспечение реализации федеральных целевых программ, региональных программ, местных программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства; - участие в формировании социальной инфраструктуры для детей; определение порядка информирования и проведения консультаций, осуществления мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка; - полное, частичное, долевое финансирование проектов, программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, в том числе на конкурсной основе и (или) на условиях государственного заказа; - обеспечение подготовки соответствующих кино-, радио-, теле- и видеопрограмм для детей; - подготовка государственного доклада о положении детей и защите их прав, других информационных и аналитических материалов; - иные направления координации деятельности в данной области. Компетенция органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПОПАВШИМ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 2.1 Проблема устройства детей Проблема защиты прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день не теряет актуальности, но и , даже, становится все более острой. В нашей стране на сегодняшний день можно наблюдать такой феномен, как феномен социального сиротства. 90% детей, которые попали в сложную жизненную ситуацию, являются социальными сиротами. Указанный термин применяют по отношению к тем детям, которые являются сиротами сироты при живых родителях. Конвенцией ООН о правах ребенка в ст. 54 СК РФ закрепляется за каждым ребенком неотъемлемое право на жизнь и воспитание в семье. Обязанность государства является обеспечение социальной защиты ребенка, который линеен лишенного семейной среды, путем предложения альтернативы в форме выбора для него вида семейной заботы. В разделе VI СК РФ закреплены 3 формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовавшись предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронатные семьи. В роли приоритетной формы семейного воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, естественно, выступает усыновление (удочерение) ребенка. А так же, усыновление (удочерение), как полагает, например, Л.Ю. Михеева, представляет собой индивидуальную форму семейного воспитания и имеет совершенно бессрочный характер. При всем этом, указанное устройство предполагает возникновение длительных, кроме того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми. А так же, наконец, усыновление (удочерение) – представляет собой «такую форму воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, которые являются равными с условиями жизни родных детей». Однако, на деле ситуация не столь радужна: совершенно не все дети, которые в том нуждаются, могут быть усыновлены (удочерены). Так же, на практике больше шансов на усыновление (удочерение), в свою очередь, имеется у здоровых детей наиболее раннего возраста. Больные дети и дети, которые перешагнули порог младенческого возраста, достаточно часто продолжают оставаться невостребованными и продолжать жить в детских домах, или же, усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают родную страну. Прочие индивидуальные формы семейного воспитания - опека (попечительство), приемная и патронатная семья - носят срочный характер и представляют собой только лишь временное устройство детей-сирот, а так же детей, которые остались без попечения родителей, в семью. Приемная семья представляет собой возрожденную форму семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Данная форма обеспечивает детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Однако, законодательное оформление приемная семья получила в связи с принятием Семейного кодекса РФ. Однако, в России издавна было принято брать детей - сирот на воспитание в чужие семьи. Подобное устройство именовалось патронатом. Основой патронирования являлся договор о передаче ребенка в чужую семью на добровольных началах. Так же, патронатному воспитателю выдавалось вознаграждение. После Октябрьской революции семейный патронат не был признан на государственном уровне и перестал функционировать. В конце 80-х годов прошлого века появилась идея создания детских домов семейного типа. Детские дома семейного типа были наделены некоторыми признаками патроната. В их основу был заложен принцип семейного воспитания. Думается , что именно они являлись прообразом современной приемной семьи. Ныне действующая правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучшую массу опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей - сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, наделена всеми признаками семьи как таковой, так как общность совместно проживающих лиц, которые объединяются правами и обязанностями, предусматривается семейным законодательством, а с другой стороны - имеет только ей присущие особенности. Приемная семья представляет собой самостоятельную форму семейного воспитания детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. В ее основу, согласно практике, входят супруги, которые пожелали взять чужих детей в свою семью на воспитание. Обычно, ими являются заботящиеся друг о друге, а так же, о своих близких лица, осознающие свою ответственность за судьбу чужих детей. Данные люди должны понимать полностью сложность и ответственность роли, которой они наделены как приемные родители. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в ближайшем будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей. В семейных правоотношениях участвует каждый человек с момента его рождения. Семейные правоотношения - это связь родственников, свойственников, иных лиц, определяемых семейным законодательством, основанная на нормах семейного права, а также на нормах гражданского и/или административного права, на нормах нравственности и обычаях и возникающая по поводу материальных и нематериальных благ. Семейные правоотношения с участием ребенка представляют собой особый, самостоятельный вид семейных отношений, выходящих за рамки родительских. Семейные правоотношения с участием ребенка и родительские правоотношения как понятия не являются синонимами. Семейные отношения с участием ребенка есть правовые связи между родителями, иными лицами, органами и организациями, определяемыми семейным законодательством, как являющимися, так и не являющимися законными представителями, и ребенком, возникающие по поводу осуществления прав и исполнения обязанностей, в том числе моральных, этих лиц и ребенка и прекращающиеся совершеннолетием ребенка, если ранее не возникло иных оснований для их прекращения, а также правовые связи между родителями, иными лицами, органами и организациями, участвующими в осуществлении семейных прав ребенка, ребенком и третьими лицами. Напомним, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, т.е. совершеннолетия (ст. 54 СК РФ). По семейному законодательству полная дееспособность ребенка наступает с момента совершеннолетия. Исследуя родительские правоотношения, Е.М. Ворожейкин отмечал, что "возникновение прав и обязанностей не зависит от воли субъектов. Права и обязанности для субъектов родительского правоотношения возникают с момента рождения ребенка. Нельзя "отложить" их наступление, отсрочить, перенести на другое время и т.д. Все эти права и обязанности характеризуются как первоначальные". С.А. Муратова полагает, что "родительские права и обязанности ограничены во времени, они прекращаются при достижении ребенком совершеннолетия либо приобретении ребенком полной дееспособности ранее 18 лет". Вместе с тем нам представляется, что некоторые родительские правоотношения существуют бессрочно. Они прекращаются смертью родителей, ребенка или прекращением юридической связи между родителями и ребенком. Так, лишение родительских прав и дальнейшее усыновление ребенка прекращает семейные отношения между усыновленным ребенком и биологическими родителями, лишенными в отношении его родительских прав. Отношения между родителями и совершеннолетними детьми также являются родительскими, например, они находятся в правовой связи как участники алиментных обязательств (ст. 85 СК РФ). Бесспорно, большинство родительских отношений прекращаются совершеннолетием ребенка. Такие отношения в период их действия являются и отношениями с участием ребенка. Семейные правоотношения с участием ребенка - это специальная сфера семейных правоотношений, выделенная не только по субъекту, но и по объекту. Круг их субъектов и объектов шире родительских. В них участвуют не только родители, но и другие лица: усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные родители, органы опеки и попечительства, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, уполномоченный по правам ребенка и иные лица, органы и организации в случаях, предусмотренных семейным, гражданским и административным законодательством. Например, в соответствии со ст. 45 СК РФ возможны семейные правоотношения между родителями и иными лицами, которым действиями ребенка причинен вред. Данные правоотношения имеют комплексную правовую природу. При определении форм устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в возникающих отношениях участвуют органы опеки и попечительства, родственники, усыновители, учреждения для детей-сирот и т.д. Б.М. Гонгало в комментарии к ст. 2 СК РФ указал, что "отношения, входящие в предмет семейного права, характеризуются тем, что их субъектами являются физические лица. Вместе с тем семейное законодательство содержит ряд норм, "адресованных" иным лицам (например органам опеки и попечительства)". Родительскими являются лишь правоотношения между родителями и их ребенком, в том числе совершеннолетними детьми. Отношения, возникающие между усыновителями и усыновленным ребенком, опекуном (попечителем) и ребенком, иными законными представителями, а также лицами, не являющимися законными представителями, и ребенком, уже родительских правоотношений. Об этом, в частности, свидетельствуют нормы глав 10 - 13 и нормы глав 19 - 21 СК РФ. Семейные правоотношения с участием ребенка включают в себя все указанные правоотношения. Различаются основания их возникновения, прекращения, содержание, субъектный состав и объект. Ребенок участвует в этих отношениях с момента рождения и до совершеннолетия, если ранее не возникнут основания их прекращения (смерть, отстранение законных представителей от исполнения прав и обязанностей в отношении ребенка и иные). Он может быть заменим, в частности, законными представителями, участвующими в осуществлении его прав в отношениях с третьими лицами. Другими участниками могут быть все иные субъекты, названные выше. Они определяются законодательством, договором, обычаями, требованиями морали, а порой и случаем. Например, обязанность сообщить об обнаружении ребенка, оставшегося без попечения родителей, возлагается на всех граждан (ст. 122 СК РФ); право органа внутренних дел, органа опеки и попечительства либо медицинской организации, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, дать фамилию, имя и отчество найденного (подкинутого) ребенка (п. 3 ст. 19 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"). С точки зрения социальной, усыновление представляет собой возникновение между чужими по рождению людьми таких связей, которые, по своей сути и значимости являются совершенно равными связям природным, а именно, кровнородственным. В качестве одного из наиболее важных обстоятельств так же мы можем отметить и то, что данные связи должны быть реальными, а так же, отражать действительные отношения между потенциальными усыновителями и лицами, которые подлежат усыновлению. В сущности, проведение усыновления с правовой точки зрения означает подтверждение и фиксацию факта отношений, которые уже сложились между определенными субъектами. Именно выявление наличия отношений между потенциальным усыновителем и ребенком такого уровня, как между биологическими родителями и детьми, представляет собой ключевой и определяющий фактор в процессе проведения усыновления. Здесь нам кажется уместным заметить тот факт, что крайне важными являются причины, по причине которых лица имеют желания считать себя ближайшими родственниками, что является равным значимости родственникам по происхождению. Предположительно в качестве мотивов для принятия решения об усыновлении выступают такие стремления как желание помочь брошенному ребенку или сироте обрести семью. Такие цели, несомненно, благородны, однако, не стоит забывать, что в реальности данное желание достаточно часто может быть обусловлено совершенно неблагородными целями, иной раз, даже криминального характера, или же, по меньшей мере, данное желание может быть сформировано в результате заблуждения. В реальности совершенно не всегда усыновители действительно полностью отдают себе отчет и понимают всю сложность процесса воспитания чужого ребенка как своего собственного. Естественно, что одной из главных задач современного общества выступает формирование общественного сознания и правильного отношения к вопросам усыновления среди граждан. С целью разрешения данных задач активно используют СМИ и социальную рекламу. Однако, несмотря на очевидно положительный эффект, результаты указанного могут нести так же и негативное воздействие на граждан. Довольно распространенными являются случаи, когда решение об усыновлении ребенка было принято человеком под влиянием социальной рекламы без наличия достаточного понимания наступающих последствий после данного совершаемого поступка. Человек может принять данное решение, заблуждаясь по вопросам своих возможностей быть усыновителем. При всем этом, данное лицо может изъявлять абсолютно искреннее желание усыновления ребенка, однако, при этом, не располагать какими-либо потенциальными возможностями психологического характера, которые необходимы для осуществления процесса воспитания. Именно указанные причины обуславливают то, что нам кажется совершенно целесообразным внесение в законодательство требования об необходимости предъявления заключения психолога о возможности конкретного лица выступать в качестве усыновителя . Наличие такого заключения, должно было условием обязательным для оформления усыновления. Проведение предварительного собеседования и получение заключения психолога так же дадут возможность исключить необдуманные усыновления и последующие разочарования. Психологическая подготовленность лица к усыновлению и воспитанию чужого ребенка как своего так же поможет избежать большого количества последующих отказов от усыновления. Значение факта личного общения ребенка и усыновителя, а также наличие контакта между ними подтверждается так же и нормами действующего законодательства. Положения, которые закреплены в п. 12 Постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации", обязывают всех кандидатов в усыновители лично познакомиться с ребенком, а так же, установить с ним контакт. Так же они обязываются ознакомиться с документами усыновляемого ребенка и подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка. Естественно, что сам факт знакомства лица с ребенком не является достаточным для того, чтобы верно судить об отношениях, сложившихся между усыновителем и ребенком. Общее же указание об установлении контакта с ребенком так же не представляет полную картину о реальности отношений кандидата в усыновители и ребенка. Особые сложности могут появиться в случае, если несколько разных лиц будут претендовать на усыновление одного ребенка. Если указанное произошло, то возникает вопрос, касающийся того, кому конкретно следует отдать предпочтение стать усыновителем конкретного ребенка. Бесспорно, что, в случае равных условий, интересам ребенка максимально будет соответствовать усыновление именно тем лицом, с которым у ребенка сложились наиболее теплые, доверительные и близкие отношения. Судить, установлен ли контакт усыновителя с ребенком, в особенности, если ребенок по причине возраста или же, по причине специфических особенностей развития не может выразить необходимым образом свое мнение, необходимо обратиться за помощью к специалисту-психологу. Именно данный специалист может помочь разобраться в сущности связей и контактов, которые возникли между предполагаемыми субъектами усыновления. В отношениях по осуществлению усыновления так же огромное значение несут разнообразные психологические факторы. Для того, что бы выявить выявления реальность и действительность социальных связей между потенциальными усыновителями и детьми требуется наличие заключения квалифицированных психологов. В заключении такого рода заключение должно содержать оценку качества отношений усыновителя и ребенка, а также давать ответ на вопрос, в какой степени имеет ся психологическая совместимость усыновителя и ребенка. Вышеназванные меры в большой степени могут поспособствовать уяснению, насколько конкретно усыновление является соответствующим интересам ребенка. Естественно, усыновление представляет собой достаточно сложное и комплексное явление, и, естественно, выявление наличия связей между потенциальным усыновителем и усыновленным следует признать необходимым, однако, при этом, далеко не достаточным условием. Многогранность усыновления дает возможность вести речь о разных видах усыновления. В указанном случае мы говорим об условной классификации усыновления. Необходимо отграничивать усыновление ребенка посторонними людьми, усыновление близкими родственниками, усыновление отчимом или мачехой, усыновление в случае, если ребенок проживает в семье потенциальных усыновителей и считает их своими родителями. Подобные "подвиды усыновления" по своей социальной сути являются достаточно различными. Законодатель, естественно, обращает внимание на указанные обстоятельства. А именно, при усыновлении ребенка отчимом или мачехой на основании п. 2 ст. 128 Семейного кодекса РФ не обязательно соблюденное правило о разнице в возрасте между усыновителем, и ребенком. В данном случае дело касается особых отношений. Ребенок находится в семье и по факту воспитывается потенциальным усыновителем и, в сущности, усыновлением придается законная сила фактическим отношениям. В данных ситуациях, исходя из конкретных обстоятельств, в случае отсутствия препятствий для усыновления, кажется целесообразным изменить порядок усыновления, путем его упрощения. Так, можно вести административный порядок усыновления, к примеру, по решению органа местного самоуправления. Вместе с этим, введение в некоторых случаях административного порядка усыновления не должно так же исключать возможности судебного рассмотрения вопроса об усыновлении в случае затруднительности принятия решения в административном порядке. В Семейном кодексе РФ содержится указание на приоритетность усыновления детей родственниками (п. 4 ст. 124). Основываясь на данной норме, преимущественные права при усыновлении принадлежат родственникам ребенка вне зависимости от их гражданства и места жительства. Подобный подход в определении приоритетности указывает на значение кровнородственных связей и необходимость поддержки семейных ценностей. Так же, возможно, и при усыновлении ребенка родственниками требуется и упрощение процедуры усыновления, ее проведение в административном порядке. Так, ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Анализ действующего законодательства, регулирующего институт страхования профессиональной ответственности
- Анализ действующего законодательства, регулирующего предоставление перечня услуг и пособия на погребение
- Проблем правового регулирования отношений, вытекающих из договора социального найма, определений его эффективности и выработке предложений по совершенствованию действующего жилищного законодательства